Сообщества

Обучению детей дошкольного возраста аудированию бурятской речи

Обсуждение начато Содномов Сономбал Цыденович 2 года назад
Обучению детей дошкольного возраста
аудированию бурятской речи

XXI век, требует воспитание конкурентоспособной личности стремящейся к самоопределению и самоутверждению и владеющей более чем одним языком. Современные родители стремятся, чтобы их дети знали и владели иностранным языком, но на мой взгляд прежде чем овладеть иностранным языком, любой человек должен знать свой родной язык. Именно человек владеющий своим родным языком сегодня может претендовать на успех в работе и жизни.
Жизнь сложилось так, что современные дети, особенно дошкольного возраста практически не говорят на бурятском языке. Конечно, основная нагрузка должна быть на плечах родителей, но и детские образовательные организации не должны находиться в стороне. Для этого есть все предпосылки, только нужно правильно организовать сам процесс обучения бурятскому языку.
Уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма его усвоения; более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала и воспроизведение его; естественность мотивов общения; отсутствие языкового барьера, т. е. страха торможения, мешающего вступить в общение на бурятском языке даже при наличии необходимых навыков - все это дает ребенку-дошкольнику возможность при соответствующих условиях успешно овладеть бурятской речью. Кроме того, игра, являясь ведущим видом детской деятельности, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.
Ранее двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, устойчивости внимания, сообразительности, быстроты реакции, логики, произвольности поведения, творческой самостоятельности. Полноценно развивающие дети-билингвы хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.
Как видим, ранее обучение языку вносит весомый вклад в формирование гармонично развитой личности ребенка.
Если в семье нет бурятской языковой среды, дошкольное образовательное учреждение создает наиболее благоприятную атмосферу для приобщения детей к новому языковому миру с целью лучшей их адаптации к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.
В качестве основной цели обучения определяется разностороннее развитие ребенка средствами бурятского языка. Реализация указанной цели предусматривает:
формирование у дошкольника первичных сведений о бурятском языке, основ коммуникативной компетенции, позволяющей ему осуществлять устное общение на элементарном уровне;
воспитание у ребенка чувства осознание себя как к личности принадлежащей к культуре родного народа, родным традициям;
развитие игровых, эмоциональных и творческих способностей ребенка, его фантазии, способностей к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером, адекватно реагировать на его желания, высказывания);
развитие языковых способностей ребенка, которые могут стать основой для дальнейшего изучение бурятского языка.
При формировании у детей умения понимать бурятскую речь на слух необходимо исходить из трех компонентов содержания обучения: лингвистический, психологический и методологический. Так, к лингвистическому компоненту (языковой и речевой материал) относятся: единицы языка, включающие фонемы, слова, фразеологические сочетания, микротексты, диалоги, рифмовки, загадки. Дети учатся различать звуки изолированно и в сочетаниях, слышать долготу и краткость, интонацию и их смыслоразличительную функцию (харана, хараана, харайна, ула, уула, уйла).
У дошкольников развитие умения понимать на слух начинается не с единиц языка, а с речевой единицы, с восприятия детьми высказываний, произносимых учителем/воспитателем в условиях детского сада, а именно: приветствия Сайн байна, Амар мэндэ; знакомства Минии нэрэ …, Би … гэжэ нэрэтэйб. Здесь же осуществляется проверка понимания сказанного путем постановки вопроса (Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши? Или Шинии нэрэ хэн бэ?). Ответ ребенка, называющего свое имя, будет свидетельствовать о понимании вопроса. Вопрос же задается многим малышам. Так формируется понимание цепочки звуков данного содержания на бурятском языке, то есть речевой единицы, выполняющей конкретную задачу общения. Таким образом обеспечивается многократное восприятие и непроизвольное усвоение – фиксация в памяти сказанного.
Обучение детей пониманию слов осуществляется в речевых единицах при широком использовании наглядности. Так, например, дошкольники через аудирование овладевают словами сагаан, хара, ногоон и т. д. в структуре Энэ сагаан үнгэтэй самса гү? Проверка понимания происходит тогда, когда ребенок показывает соответствующий предмет, или когда дает краткий ответ.
Вторым компонентом содержания обучения аудированию является психологический компонент – доведение восприятия и понимания звучащей на бурятском языке речи до уровня навыка и умения.
На начальном этапе обучения необходимо членить речевое сообщение на смысловые куски для того, чтобы у детей формировалось умение воспринимать, понимать, а затем активно перерабатывать воспринимаемое (Например, в предложении Наашаа хара даа. – три слова). Кроме того, не менее важным является формирование умения удерживать в памяти все более длинные звуковые цепочки, то есть различать слуховую память. Сначала малыши учатся удерживать в памяти слово, словосочетание, затем предложение и, наконец, несколько предложений. Например, Басаган. Сэбэрхэн басаган. Энэ сэбэрхэн басаган. Энэ басаган. Дарима сэбэрхэн басаган. и т. д.
Третьим компонентом содержания обучения аудированию является методологический – обучение детей приемам учения по овладению восприятием бурятской речи на слух. К этому компоненту относятся предметная наглядность, жесты педагога, мимика. В обучении бурятской речи вербальные средства, должна занимать только 35%, остальное осуществляется за счет невербальных средств.
Обучение аудированию начинается с первых занятий и продолжается весь период обучения языку в детском саду. Самым необходимым условием формирования понимания малышами бурятской речи является ведение педагогом занятия на бурятском языке. На начальном этапе темп речи учителя/воспитателя должен быть несколько замедленным с постепенным доведением его до нормального. Замедление темпа достигается за счет увеличения учителем/воспитателем пауз между смысловыми блоками. Однако говорить учитель/воспитатель должен четко, эмоционально, выразительно, максимально используя модуляции голоса от громкого (но не крика) до почти шепота.
Сначала учитель/воспитатель произносит выражение в нормальном темпе – с тем чтобы дети восприняли фразу как определенную последовательность звуков. Би нюураа угаахам. Батар нюураа угаа. (учитель/воспитатель показывает как сам моет лицо или как Батар моет лицо, можно повторить несколько раз, чтобы передать движение). Затем он произносит ее медленно, вычленяя элементы, используя наглядность, помогающую дошкольникам понять смысл фразы.
Наконец, он еще раз произносит фразу в нормальном темпе, теперь обращаясь к детям с просьбой выполнить распоряжение. В течение одного-двух занятий педагог при произнесении данного распоряжения использует наглядность. В дальнейшем ее необходимо снимать, чтобы добиться полного понимания звучащей речи.
Как видим, формирование понимание речи на слух должно протекать в естественных условиях звучащей речи, но в то же время, зрительный компонент, сопровождающий речь и присущий общению, очень важен.
Аудирование также используется при тренировке детьми в усвоении учебного материала. С этой целью применяются тренировочные упражнения, направленные на формирование прочных слуховых образов языковых явлений (звук, слово, словосочетание, предложение). Известные методисты И.Н. Верещагина и Г.В. Рогова подобные тренировочные упражнения условно разделили на пять групп. Мы посмотрим четыре группы упражнений применительно к бурятскому языку.
1 группа упражнений направлена на снятие лингвистических трудностей:
- фонетических:
Прислушайтесь к словам. Поднимите ваши руки, когда вы слышите слова со звуком например, {ай}. (педагог называет слова с разными гласными).
- лексических:
Прислушайтесь к словам. Поднимите ваши руки, когда вы слышите слова, относящиеся к животным, например, ногоон, ута, баабгай (педагог перечисляет слова, среди которых есть и названия животных).
-грамматических:
Прислушайтесь к словам. Поднимите ваши руки, когда вы слышите слова во множественном числе, например номууд, басаган, нааданхай: и т.д.
2 группа упражнений направлена на развитие слуховой памяти:
Прислушайтесь к словам и постарайтесь запомнить их. Педагог произносит ряд слов, сначала 2-3, а затем 5-7. Дети запоминают слова, связывая их с предметами, а затем отбирают те предметы (или картинки, которые назвал педагог.
3 группа упражнений направлена на развитие внимания детей:
Слушайте и скажите: эгэшэнь хэн гэжэ нэрэтэйб? Би эгэшэтэйб. Эгэшэмни Туяна гэжэ нэрэтэй. или Намда эгэшэ бии. Минии эгэшэ Туяна гэжэ нэрэтэй.
4 группа упражнений направлена на развитие воображения:
Энэ юун бэ, хэлэгты.
Бороогой ороходо баряад ябадаг.
Минии аба уншаха дуратайб.
Итак, аудирование, используемое в качестве средства обучения, призвано стимулировать учебную и коммуникативную деятельность детей, обеспечивать управление процессом обучения, поскольку все время имеет место обратная связь, и создавать благоприятные условия для овладения бурятским языком.
Вы должны быть участником этого сообщества, чтобы иметь возможность общения
Содномов Сономбал Цыденович
Содномов Сономбал Цыденович
Сайн байна, багшанар! Ямар аргаар буряад хэлэлгэ шагнажа hургаха гээшэб гэhэн бодолоор hанамжануудаараа андалдая.
2 года назад

Доступные файлы

Нет загруженных файлов

Связанные обсуждения